Если Вы будете путешествовать в Kanchanaburi и Sangkalaburi на западе центральных областей Таиланде, вы встретите много людей племени Моn, особенно около бирманской границы. Город Lampun на севере Таиланда, известен как центр древнего королевства Моn - Haripunchai.
Племя Моn(также иногда называемое Talaing) обитало в течение многих столетий в нынешних областях современного Таиланда и Бирмы (Myanmar). Они говорят на языке Моn, большая часть принадлежит к Mon-Khmer языковой группе, в рассовом отношении они подобны всем ю-в азиатам.
В Таиланде насчитывается не менее чем 200.000 чел. и в Бирме около 1.130.000 чел. этого племени.
Надписи на языке Mon были найдены уже начиная с 6-го столетия.
Происхождение этого народа - тема постоянных споров этнографов. В числе возможных версий называют Индию и Китай.
Королевства Mon были организованы по индийским политическим принципам и возглавлялись королями-богами. В первом тысячелетии, моны были оттеснены к реке Чаопрайя и вскоре основали к северу от неё царство Харипунчай, современный Лампун, с которым связан художественный стиль. Ему мы обязаны прекрасными архитектурными памятниками. Этот стиль также оказал заметное влияние на развитие культуры Бирмы, на юге которой этот народ веками жил вокруг города Пегу.
В ходе долгих войн между Таиландом и Бирмой монские княжества были уничтожены, а мечта этого народа о собственном государстве осталась жить. Воины Монов,скрываясь в непроходимых лесах к западу от Канчанабури, десятилетиями ведут войну против правительства в Рангуне(Янгон) за автономию районов, населённых монами, прозванными "палестинцами ю-в Азии". Конца этой войне пока не видно, и по пути к границе вам встретяться бесчисленные посёлки беженцев, в которых изгнанники ожидают наступления лучших времён для одной из древнейших культур Азии.
Поскольку Тайское влияние расширилось в 13-ом столетии, королевства Mon в Таиланде полностью исчезли. Те что были на грани войны с Бирманским провительством, решили уйти на север Таиланда. Даже после того, как последнее королевство Mon упало в 16-ом столетии, сопротивление Mon продолжалось; много беженцев сбежали в Таиланд.
Бирманцы переняли много интересного из культуры племени Mon, включая их письменность.
Как утверждают многие, люди Mon являютсяся первыми Буддистами Теравады в Юго-восточной Азии; их монашеская дисциплина и ритуал весьма уважаемы даже сегодня.
В культуре Mon есть много общего с другими народами Юго-восточной азии. Большинство Mon - выращивают рис, и почти все - Буддисты Теравады.
Родство определяется как по материнской, так и по отцовской линии.
Сегодня большинство людей племени начали забывать свою культуру и обычаи, общение в основном происходит на тайском языке, хотя многие ещё говорят на своём особом языке и наряду с Буддой поклоняются многочисленным духам природы и предков. В основном культура племени Mon сохранилась в Бирме.
Тем не менее они охотно интегрируются в тайское общество, и даже в пригородах Бангкока есть несколько тесно сплочённых монских общин.
|