Информация
|
|||||||||
Центрально —Азиатская экспедиция Н.К.Рериха на Алтае. |
|||||||||
13 июня 1926 г. Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи прибыли в Москву. Здесь, к их экспедиции присоединились прибывшие из Нью-Йорка представители музея Рериха музыканты, супружеская чета Морис Лихтман и Зинаида Фоздик. По её свидетельству, дни Рериха в Москве были заполнены не только встречами с членами советского правительства и посещением музеев, но и встречами и совещаниями на которых вырабатывался удобный маршрут для следования экспедиции на Алтай, Но эта предстоящая поездка тщательно скрывалась, и в разговорах с посторонними людьми Алтай именовался “Абиссинией” Отправилась экспедиция из Москвы на Алтай 22 июля. Вместе с Рерихами и супругами Лихман ехал и ученый лама из Тибета, ассистент Ю.Н.Рериха. 26 июля прибыли в Новосибирск, оттуда 27 июля выехали в Бийск на пароходе с пересадкой в Барнауле. 30 июля экспедиция была в Бийске, где ее участники наняли лошадей и возниц и отправились 1-го августа в самое сердце Алтая. Дорога их лежала через сёла Красный Яр, Алтайское, Баранчи, Тоурак, Мариинское, Чёрный Ануй, Муту, Усть-Кан, Кырлык, Абай, Юстик, Усть-Коксу. С возницами путешественникам не повезло. Они плохо знали дорогу, да и своё дело. Кроме этого постоянно шли дожди и дороги были очень плохими. Поэтому в пути участники экспедиции не раз подвергали себя значительным опасностям. Но лама-тибетец сказал:“Это все правильно. Препятствия должны быть на пути в Шамбалу”. Проехав в общей сложности 7 дней и переправившись на пароме через Катунь, 7 августа в II часов дня экспедиция прибыла в Верх-Уймон. Лихтманы остановились в доме крестьянина Куприна, а Рерихи у Вахромея Атаманова, известного тем. что он был проводникамисследователя Алтая Василия Васильевича Сапожникова и художника Григория Гуркина. Днём в его доме собирались для совместной работы все участники экспедиции. Наверное, в этом доме, на одной из стен которого была нарисована красная чаша (вспомним значение этого символа), Рерихи остановились не случайно. Выбор был предопределён заранее, ведь дед Атаманова ходил искать Беловодье. Участников экспедиции на Алтае интересовало буквально все. Они записывали многочисленные легенды о Беловодье, Белом Бурхане, подземном народе и о многом другом. Изучали быт и культуру местного населения. Собирали лекарственные травы и коренья, прекрасным знатоком которых был Вахромей Атаманов. Снимали фильм, готовили к изданию книгу “Жемчужина Алтая”, которую мы знаем под названием “Община”. Совершили многодневную поездку на лошадях в Белухе. Проводили многочисленные исследования и даже пытались создать совместную советско-американскую концессию по разработке. полезных ископаемых. Но на всё это им было отпущено всего 12 дней, хотя вначале планировалось провести в Верх-Уймоно месяц. 17-го августа Е.И. вдруг почувствовала, что дела экспедиции нехороши и 13 августа путешествинники отправились в обратно в Новосибирск. До Бийска их проводил Вахромей Атаманов, который провел их по другой, более удобной и безопасной дорогой. 24-го были в Бийск, 17-го — в Новосибирске, а 3-го сентября Рерихи отправились в Верхнеудинск для продолжения своего великого у путешествия. З.Фосдик и М.Лихтман поехали в Москву, чтобы вернуться в Америку. Находясь в Верх-Уймоне Николай Константинович много рисовал крестьян, известно, что ему позировала, крестьянка Бочка- Этюдный материал и впечатления от пребывания на Алтае легли в основу более поздних работ, таких как “Ойрот, Алтай”(первоначальное название “Ойрот— посланец Белого Бурхана — поверие Алтая)”, “Подземный народ”, (1928-30,США), “По Ергору едет всадник” (1927, США), “Буддийские пещеры над Кырлыком”, “Звенигород” и другие.). Жители Уймона помнят о предсказаниях Николая Константиновича. Одно из них уже сбылось на том мосте, где указал Рерих, уже давно стоит деревня “Тихонькое”, свершение второго — в будущем. “И не построен ещё город на место новом” — есть такие строчки в начале главы “Алтай” в дневнике “Алтай-Гималаи”. В письме к В.Булгакову он писал:“Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию. Долина между Уймоном и Катандой будет местом большого центра”. Рерих назвал этот будущий город Звенигородом, но скупы сведения , каким он должен быть и сроки но названы. Известны планы создания концессии на Алтае, прокладки железной дороги до Усть-Коксы и Катанды. восстановление старых заводов. Но эти планы не имеют отношения к Звенигороду, т.к, не были и вряд будут осуществлены. Звенигород — это нечто большее, нежели просто город. Это город будущего, город Солнца. О нём мечтал не только Рерих, но и многие другие выдающиеся люди человечества.Почти каждый год в Усть-Коксинский район приезжают люди. чтобы строить этот город. Но ничего у них получиться не может, т.к. сперва Звенигород нужно построить в душе своей. Когда будет построен Звенигород? В Листах из дневника Николая Константиновича есть строчки, которые озаглавлены “Великому народу Русскому”. “Гонец о восстании гнал уже сорок три года в челне. Затем сходились старцы — народоправный совет. На следующий год шёл в поход поход за родину. Наконец строили города. И на строительстве поклон великому народу русскому. Так ждалось, так предвиделось, так и увиделось. “Город строят” и какой чудесный, мощный! Но в суеверии, но в знании прислушался народ. Приложил в земле ухо богатырское. Осмотрел в кулак холмы окрестные. Собрались народы союзные, строить решили. Чаша не отпитая. Открыла земля недра. В обыкновенном мышлении русский богатырь. Иван Стотысячный встретил восход Красно-солнышка... Великому народу русскому ничто не страшно. Все победит: и лёд и жару, и хлад и грозу, И будет строить на диво. “Город строят” “Проснулись богатыри”. |
|||||||||
.......................................................................................................................................................... |
|||||||||
.......................................................................................................................................................... |
|||||||||
Художник писал: "Алтай - Гималаи, два полюса, два магнита". Алтай интересовал Рериха как самая северная точка горного мира Центральной Азии, как один из главных коридоров, по которому древние народы двигались из Центра Азии в равнины Сибири и далее в Европу, как место, представляющее интерес" своей древней культурой, философией. Рерих называл Алтай "средоточением", центром Евразиатского материка, расположенным на "равном расстоянии от четырех океанов". В состав Центральноалтайской экспедиции, посетившей Уймонскую котловину1 в августе 1926 г., входили Николай Константинович Рерих, его жена Елена Ивановна, их сын Юрий, тибетский лама Геген, рабочий экспедиции ладакец Рамзана, журналист и исследователь Морис Михайлович Лихтман и Зинаида Григорьевна Фосдик, ставшая впоследствии директором музея Н.Рериха в Нью-Йорке. В качестве базы для экспедиции на Алтае Рерихи выбрали одно из самых старых сел - Верхний Уймон, расположенное у подножия Катунского хребта, - в непосредственной близости от горы Белухи. Рерихи поселились в доме известного во всей округе проводника Варфоломея Семеновича Атаманова (Вахромея). Вахромей был известным среди ученых человеком, многих из них он водил в горы, другие приезжали справляться у него насчет лечебных свойств растений. Рерих был знаком и с сестрой Вахромея, Агашевной, которую в дневниках он называет теткой Еленой. Вахромей жил в двухэтажном шестистенном доме, расписанном внутри. На втором этаже было две комнаты, разделенные коридором, деревянный балкон выходил во двор.; Здесь остановились во время своего пребывания в Верхнем Уймоне Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Рерихи. Н.К.Рерих писал о задачах своей экспедиции 1926 г.: "Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имеем в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать состояние религий, обычаев и отличить следы великого переселения народов. Эта последняя задача была издревле близка мне". С этой целью предполагалось, что маршрут пройдет вдоль рек Чуй и Катуни, однако до сих пор неизвестно, почему экспедиция отказалась следовать этим путем. Н.К.Рерих много ходил в окрестностях Верхнего Уймона. Он сравнивал петроглифы Кучерлинской долины с наскальными рисунками, которые видел в Индии, Синьцзяне, Монголии. Вместе с проводником Рерих поднимался на ближайшие вершины Катунского и Теректинского хребтов, откуда была видна вершина Белухи. По дороге художник писал этюды. По воспоминаниям, даже на седле он имел прикрепленный маленький ящик - этюдник и на ходу набрасывал пейзажи. Этюд Рериха, на котором изображен вид на гору Белуху с южной стороны, хранится сейчас в Париже, в Лувре.Н.К.Рерих, считавший, что Уймонская котловина - один из красивейших уголков России, предлагал построить в ней город, соответствующий величию природы. Назвать этот город он предлагал Звенигородом. К сожалению или к счастью, но этот проект до сих пор не реализован... О причинах скорого отъезда (19 августа 1926 г.) Рерихов мало что известно. Возможно, Вахромей прочел статью в газете, рассказывающую о приезде в Россию экспедиции Н.К.Рериха, в которой ее членов называли не иначе, как "приспешниками империализма". Опасаясь преследований, Рерихи стали спешно собирать вещи. Рерих планировал "лет через пять" вернуться на Алтай и поселиться здесь навсегда, но этим планам не было суждено осуществиться. |
|||||||||
................................................................................................................................................... |
|||||||||
................................................................................................................................................. |
|||||||||
©althaiman 2005г. При использовани материалов сайта, ссылка на althaiman.ru обязательна! |